Цфат находится в Верхней Галилее на отдельно стоящей горе неподалеку от горы Кнаан.
Современное население - около 20 тысяч человек. Существует насколько версий происхождения названия: от ивритского слова «наблюдать», иногда в варианте «наблюдающий за Кинеретом» - «Цфат ха-Кинерет», поскольку город находится на высоком месте - около 900 метров над уровнем моря - и оттуда открываются замечательные виды, в том числе на озеро Кинерет. По другой версии, название представляет собой аббревиатуру слов «цви, пеер, тиферет» - «красота, великолепие, слава».
Цфат является одним из четырех священных еврейских городов, наряду с Иерусалимом, Хевроном и Тверией, благодаря его огромному значению в развитии еврейской философии и мистики. Цфат называют городом художников и каббалистов. Говорят, что евреи в Цфате жили всегда и связь поколений не прерывалась. Первое упоминание о Цфате принадлежит Иосифу Флавию: будучи одним из руководителей антиримского восстания во времена Иудейской войны, он укрепил город и сделал его одним из своих оплотов, правда ненадолго - Флавий быстро сдал римлянам все свои укрепления.
Возможно, что именно про Цфат говорил Иисус, показывая на его огни: «Вы - светоч мира. Город на горе нельзя спрятать» (Матфей 5:14). После разрушения Второго Храма в Цфате обосновались два рода Коэнов, бежавших из Иерусалима: Яким и Пашхур.
В римско-византийский период в город стекалось много евреев - беженцев из центра страны и среди них многие ученые - философы и толкователи Торы. В Цфате жили многие таннаи и амораи - те, кто сформулировал и записал Мишну и Талмуд. Тогда и началась разработка Каббалы, получившая формальное завершение в первой ее книге «Зохар», написанной рабби Бар-Йохаем, жившим также в Цфате. В 1140 году крестоносцы построили в городе крепость. В 1188 году Цфат был захвачен Саладином, однако в 1240 году по мирному договору вся Галилея отошла к крестоносцам. В 1266 году Цфатом овладели мамелюки. Иегуда Альхаризи, посетивший город в 1216 году, нашел здесь еврейскую общину.
В 14 веке в Цфате существовала еврейская и самаритянская общины. В этот период Цфат был центром провинции, включавшей Галилею и Ливан. После изгнания евреев из Испании (1492) многие изгнанники поселились в Цфате; после османского завоевания (1516) в городе поселились также испанские евреи, первоначально эмигрировавшие в Турцию. В 16 веке Цфат стал еврейским финансовым и религиозным центром, привлекавшим множество паломников из Европы и Северной Африки.
В Цфат стекались каббалисты, превратившие город в мировой центр Каббалы. В этот период в городе и его окрестностях жили великие раввины и ученые, среди которых рабби Иосиф Каро (1488-1575), автор «Шулхан Арух», Шломо бен Моше ха-Леви Алькавец (1505-1584) - сочинитель субботнего песнопения «Леха Доди», каббалист рабби Ицхак бен Шломо Лурия (1534-1572) более известный под именем Ари - каббалист и другие.
В 1563 году здесь начал действовать первый на Ближнем Востоке печатный станок с ивритским текстом. В 1577 году братья Ашкенази открыли в Цфате типографию - первую на Ближнем Востоке. Настал 150-летний период расцвета города, который закончился тремя землетрясениями и четырьмя погромами. Вследствие политических смут в стране в начале 17 века начался экономический и духовный упадок Цфата.
по материалам
сайта www.metroclubonline.com
назад